Пистолет ТТ легендарное оружие Великой Отечественной снова в строю. Заслуженный ветеран после серьезной доработки на Вятско-Полянском заводе «Молот» поступил в продажу под маркой «Лидер». Как следует из его паспорта, теперь это «пистолет огнестрельный бесствольный самообороны». Название не случайно.
У ТТ удалили родной нарезной ствол калибра 7,62 мм., заменив его тонкостенной трубкой «имитатором ствола». Теперь он рассчитан на стрельбу "травматическими" патронаминетипичного калибра 10 мм. с двумя резиновыми пулями в каждом. Металлическая шпонка в основании «ствола» исключает использование боевых пуль. Но, к чести конструкторов, внешний вид исторического пистолета не изменился. На нем не стали даже гравировать новый серийный номер, использовав родной заводской старый.
Мне достался ТТ, изготовленный в памятном 1941 году. С таким прошел всю Великую Отечественную мой отец. Пистолет вороненой стали выглядит солидно и довольно увесист. Вот только рукоятка коротковата, мизинцу не хватает места. В нее вставляется магазин, рассчитанный на 8 патронов, (новых «травматических» помещается только 7). Чтобы его извлечь для перезарядки, надо нажать большим пальцем кнопку возле спусковой скобы. И магазин упадет аккурат на ботинок.
Производить неполную разборку пистолета для чистки сложно, особенно в полевых условиях. Ибо для этого надо нажать утопленную кнопку наконечник возвратной пружины под дулом ствола, что невозможно сделать без специального инструмента. Впрочем, разборка Лидера на порядок проще, чем боевого ТТ. Предохранителя здесь нет. Есть так называемый предохранительный взвод курка, когда его взводят «чуть чуть». Говорят, на фронте часто забывали про это «чуть чуть», отчего иногда случались непроизвольные выстрелы.
Та же неприятность может произойти и сейчас. Боевой ТТ был рассчитан на прицельную стрельбу до 50 метров. Из его гражданского собрата можно попасть в мишень разве что с трех шагов. Причем, две резиновые пули могут разлететься до полуметра друг от друга. Сказывается отсутствие нормального ствола. Да и довольно сильная отдача уводит ствол вверх, отчего вторая пуля ложится выше первой. Это надо учитывать при самообороне.
Например, чтобы хотя бы одна пуля попала в грудь нападающему, целиться нужно в ноги. Выстрел звучит басовито и глухо, его можно принять за выстрел боевого ТТ. Но останавливающая сила резиновых пуль Лидера невелика. С расстояния 5 шагов они могут разбить бутылку, оставить вмятины на бревне с рублевую монету, или сделать еще какую ни будь мелкую пакость. Летом они наверняка могут оставить синяки и ссадины противнику. Зимой же нападающий, одетый в толстое пальто или куртку, их даже не заметит. И хотя довольно мощные патроны Лидера дают 100 дж. дульной энергии (у Наганычавсего 50 дж.), значительная ее часть уходит на срабатывание механизма затвора. К тому же, пули здесь меньше диаметра ствола, и пороховые газы частично уходят вхолостую. В целом, показатели у Лидера хуже, чем у многих других «резинострелов».
Зато, его владельцы наверняка сознают (по себе знаю), что держат в руках «тот самый» легендарный ТТ, прошедший Великую Отечественную войну, и 20 лет состоявший на вооружении РККА и Советской армии. Сознают, что его история — это частица истории нашей страны. Впервые о пистолетах в нашей армии задумались еще во время Первой мировой войны. Тогда штатным стрелковым оружием был револьвер Наган образца 1895 года. Перезаряжался он очень медленно. А у Кайзеровской Германии уже тогда были прекрасные полуавтоматические пистолеты Парабеллум 08. Чтобы снизить потери среди личного состава, российское командование разрешало офицерам приобретать за свой счет скорострельные пистолеты иностранного производства. И они приобретали. Особой популярностью пользовался американский Кольтобразца 1911 года, сконструированный Джоном Браунингом. Генералы даже предлагали наладить их лицензионное производство в России. Однако во время войны это оказалось невозможным, и вопрос отложили до лучших времен. Но лучшие времена так и не наступили. После 1917 года правительству большевиков тем более было не до реконструкции военных заводов. Лишь в 1929 году в СССР затеяли перевооружение армии более современным оружием. Для этого была создана специальная комиссия под председательством наркома обороны Ворошилова и личным контролем Сталина. Кроме прочего, решено было заменить устаревшие Наганы полуавтоматическими пистолетами. Тогда то и вспомнили про тот самый Кольт 1911 системы Браунинга, некогда так полюбившийся офицерам царской армии. Нет, покупать за океаном лицензию на его производство и выписывать американских инженеров никто не собирался. Стране, пережившей Гражданскую войну и интервенцию, это было не по карману.
Решено было создать отечественный пистолет, подобный Кольту . С таким предложением комиссия обратилась к известному тульскому оружейнику В.Ф. Токареву. Вскоре тот представил на суд специалистов полностью автоматический мощный пистолет собственной конструкции, стрелявший одиночными выстрелами на 700 метров и очередями. Но пистолет Токарева был массивен, тяжел и сложен в производстве. А потому он не мог стать основным личным оружием в армии. Члены комиссии попросили конструктора не усложнять задачу, взять за основу испытанный Кольт образца 1911 года, который к тому времени успели модернизировать в 1921 году, и по возможности его упростить. В итоге, новый пистолет Токарева в основном повторял американский образец, но имел некоторые конструктивные отличия и был проще в производстве.
Например, пистолет Кольта имел два предохранителя. Один механический на затворе кожухе, другой автоматический, срабатывавший в тот момент, когда рука стрелка сжимала рукоятку. Эти «буржуазные излишества» Токарев заменил гораздо более простым предохранительным взводом курка. То есть, когда курок взводили на четверть от общего хода, он запирал кожух затвор, не давая произвести выстрел. Сам курок Токарев тоже сделал по-другому. Он не стал повторять «кольтовский» открытый большой курок револьверного типа, разработанный Браунингом, а выполнил его полузакрытым, с торчащим колесиком для взвода. Отчего пистолет Токарева стал похож также на другой пистолет того же Браунинга 1903 года с закрытым курком. Но боевую пружину Токарев разместил не в рукоятке, как у Браунинга, а в самом курке. И был весьма горд своим изобретением, позволившим сэкономить много места. Главное же отличие пистолета Токарева от его американского прототипа было в том, что он имел традиционный «российский» калибр 7,62 мм. для унификации производства (стволы такого калибра точили для револьверов Наган и винтовок Мосина). Кольт же имел традиционный «кольтовский» 45 й калибр (по российской классификации это 11,43 мм.) и, соответственно, большую останавливающую силу.
В 1930 году новый советский пистолет был принят на вооружение РККА с названием ТТ (тогда в ходу были лишь аббревиатуры), что означало: «Тульский Токарева». В том же 1930 году, когда первую партию пистолетов ТТ получили в войсках, посыпались жалобы на их плохую работу. Из за отсутствия предохранителя случались непроизвольные выстрелы. Патроны часто перекашивало и заклинивало. Курок колесико невозможно было взводить одной рукой. Боевая пружина во взведенном состоянии часто ломала курок из некачественной стали и отлетала прямо в глаз стрелку. Срочно была созвана комиссия, остановившая производство ТТ и отправившая его на доработку. Лишь через 3 года Токарев устранил большинство неполадок, и на вооружение поступил обновленный ТТ образца 1933 года. В армии высоко оценили новый пистолет за простоту в обращении, надежность и точность боя. Попутно конструктор разрабатывал и другие виды оружия. Самое известное из них СВТ, или «Самозарядная винтовка Токарева». За свой труд В.Ф. Токарев был награжден Сталинской премией в 1940 году. И все же, производство пистолетов ТТ было недостаточно отлажено, поэтому наряду с ним, продолжали делать старые проверенные револьверы Наган. Для них даже шили универсальную кобуру, которая так и называлась: «ТТ Наган».
Главным испытательным полигоном для ТТ стала Великая Отечественная война, которая выявила его главный неустранимый недостаток: калибр 7,62 мм. был мал для армейского пистолета. Его пули не имели достаточной останавливающей силы. В этом он проигрывал пистолетам противника: мощным 9 миллиметровым Борхарду Люгеру 40 и Вальтеру П 38. Но, как известно, главное в оружии это владеющий им человек. 9 мая 1945 года мой отец вместе с другими советскими офицерами салютовал из своего ТТ в честь победы над Германией, а те Вальтеры и Люгеры оказались среди трофеев. В 1950 году Токарев вновь модернизировал свой ТТ, сделав его узлы технологичнее в производстве. Внешне пистолет изменился совсем немного, зато заметно с первого взгляда. Крупную насечку на кожухе затворе конструктор заменил мелкой, чтобы пальцам было удобнее его передергивать. Отчего пистолет еще больше стал похож на свой прототип Кольт 1911. Но время ТТ уже ушло. В 1951году на вооружение Советской армии поступил пистолет ПМ ("Пистолет Макарова") образца 1951 года «европейского» калибра 9 мм. А прошедший войну «Тульский Токарева» в том же году был снят с производства. Но история ТТ на этом не закончилась. На его базе после войны был разработан спортивный пистолет под целевой малокалиберный патрон. На складах с довоенного и военного периодов сохранились тысячи единиц ТТ, которые теперь обрели новую жизнь в качестве гражданского травматического оружия. Пистолет Великой Отечественной снова в строю.
КАЛИБР Выпуск № 2