Скажу сразу: этого человека я искал давно. Встречаясь со своими
знакомыми экстрасенсами, я выходил на него постепенно, как Штирлиц на
Бормана. Я не знал о нем ничего, кроме того, что многие сенсационные
чудеса новоявленных магов и чародеев - его рук дело. Он придумал, как
можно демонстрировать телекинез - и двигать на любой поверхности все,
что угодно.
Он же раскрыл секрет "кожного зрения" и сконструировал повязку,
позволяющую "читать" пальцами рук и ног. Он же придумал трюки с
ясновидением, телепатией, левитацией и многие другие вещи, с помощью
которых любой, склонный к маломальской авантюре, может стать
блистательной "звездой" экстрасенсорики, ни в чем не уступая в
известности и популярности ни "колдуну России" Юрию Тарасову, ни
"оживителю трупов" Юрию Лонго.
И все-таки наша с ним встреча произошла совершенно случайно.
Некоторое время назад меня пригласили в гости к "феноменальному
экстрасенсу", способному тут же, на месте, не ссылаясь на временное
отсутствие биоэнергии и связи с космосом, сдвинуть на расстоянии...
килограммовую гантель.
"Экстрасенсом" оказался Борис Сагитов - гипнотизер и иллюзионист,
о котором я слышал уже немало всяких противоречивых слухов и домыслов.
Едва познакомившись, Сагитов посадил меня в кресло и тут же начал
показывать "магические" трюки. После чего он, довольный произведенным
эффектом, позволил себе, наконец, перевести дух: "Ну, теперь-то вы
понимаете, что экстрасенсов нет? Вы помните, как года два назад
Валерий Авдеев начал по столу сигарету гонять? Все тогда охали, ахали,
а ведь трюк примитивнейший. В сигарету был вставлен магнитик, а в
рукава пиджака вшита проволока... Однажды он на концерте зазевался, и
сигарета чуть не "прилипла" к рукаву - вовремя отдернул. Мы,
фокусники, тогда все за животики от смеха хватались, видя, как народ с
вытаращенными глазами на все смотрит. Но ведь надо же знать меру! Ну,
раз подурачили, два публику, так хватит же, ей-богу".
- Хорошо, допустим, что так. Допустим, повторяю. Но ведь и вы,
Борим Михайлович, дань этому дурачеству тоже, согласитесь, отдали
приличную. Не так давно, насколько я знаю, к вам приезжала
телевизионная группа из Японии снимать "феномен Сагитова". И вы без
тени смущения показывали им все свои экстрасенсорные трюки, выдавая их
за природные, "богом данные" способности...
- Я им показывал, что такое профессиональная работа, и только. А
если они не поняли, что это трюки, - что ж, это их проблемы. Если
кто-то за границей хочет экзотики, хочет поразвлечься - ради бога,
пусть развлекается. Там все равно это дальше какого-нибудь шоу вроде
"Гиннесс представляет" не пойдет. А у нас полстраны уже на голову
из-за этого всего встало. Люди последние деньги отдают - только
помогите! А чем? Я, кстати, и свой телекинез раскрыл некоторым
экстрасенсам лишь на том условии, что они его будут показывать не у
нас, а за границей. И никто - никто! - условия не выполнил.
- Некоторое время назад я писал о трюке с "оживлением трупа" Юрия
Лонго. Так вот, после того материала пришло много писем с
одним единственным вопросом: "Ну, хорошо, с трупом - фокус... Но ведь
Лонго, будучи в Японии, удивил всех телекинезом, когда предмет лежал
под стеклянным колпаком - не металлический - и все равно двигался!"
- Ну, с этим, вообще, отдельная история... Первый раз телекинез я
показал Лонго у него дома. Потом он приехал ко мне, уже с
видеокамерой, с оператором, все засняли - и все равно "изюминку" не
поняли. В конце концов, поскольку мы с Лонго давние знакомые, я
раскрыл ему секрет трюка, но, как уже говорил, с условием: показывать
его только за рубежом. А он, вернувшись из Японии, начал "крутить" его
направо и налево...
- И в чем же секрет?
- Предмет двигается с помощью обыкновенной нитки, выдранной из
женского чулка. Эти нитки прочные, тонкие, и их совершенно не видно.
Экстрасенс прикрепляет булавку под свитер или под рубашку, к ней
привязывает нитку, а на ее конец насаживает малюсенький - самую
капельку - кусочек озокерита, смешанного со смолой. Остается только
незаметно прикрепить этот кусочек к предмету, остальное уже дело
фантазии и мимики.
- Двигать на расстоянии предметы, положим, нельзя. А сгибать их?
- Это намек на Ури Геллера? На то, как он взглядом якобы вилки
гнет? Между прочим, у нас тоже недавно свой Геллер появился -
Александр Чар (сейчас он, если не ошибаюсь, президент Русского
отделения Международного братства магов). Чар тоже гнет вилки, и
здорово гнет! А весь секрет - в маленьких трехзубых щипчиках,
спрятанных на резинке в рукаве пиджака.
- Хорошо, но ведь была же Нинель Кулагина...
- А вы замечали, как она, например, двигала в известном опыте
стрелку компаса? Она не руками двигала - она нависала над компасом...
- Магниты?
- Конечно. Сейчас многие экстрасенсы тоже "двигают" стрелки
компасов. Правда, трюк усовершенствовался - под ногти кладутся
маленькие кусочки проволоки.
Все опыты Кулагиной можно повторить сейчас без особых
затруднений. Фокус - это ведь не только такой примитив, когда в колоде
оказывается двадцать четыре туза. Пережигание лески двумя пальцами -
тоже трюк (Кулагина, помнится, и это демонстрировала).
Помните Розу Кулешову с ее знаменитым "кожным зрением"? Я тоже
был удивлен, пока не обратил внимание: на всех выступлениях она
пользовалась только своими собственными повязками.
Я долго прикидывал, в чем секрет, и в конце концов догадался. Вы
видели: мне замазывают глаза тестом, поверх кладут черную, абсолютно
непроницаемую повязку - и я делаю то же самое, что и Роза Кулешова...
Что это? Трюк. Сложный - да, но - трюк, фокус.
- Его "изюминка", надо полагать, в повязке?
- Разумеется. Я не буду раскрывать ее секрет, мне еще выступать с
этим опытом, но смотрите - вы видите что-нибудь через повязку?
- Нет.
- А теперь?
- Вопрос снимается...
- Подобной повязкой, кстати, пользовался Юрий Горный, когда
показывал трюк, как он едет на машине с якобы завязанными глазами, а
помощница, сидящая рядом, телепатически внушает ему, где повернуть,
где остановиться...
- Ну, сегодня он явно от всех этих "чудес" отошел. Достаточно
вспомнить "письмо Горного", разосланное во все центральные издания, в
котором он вместе с другими известными психотерапевтами,
иллюзионистами, артистами оригинальных жанров развенчивает Юрия Лонго.
А, кстати, Борис Михайлович, вы не были на концертах у Лонго,
которые он недавно давал в общественно-политическом центре МГК КПСС на
Цветном бульваре? Уверяю, то, что происходило на сцене, достойно
описания. Вы помните стриптиз москвичек во время магического сеанса
Воланда, описанный в "Мастере и Маргарите"? Так вот, здесь было то же
самое, абсолютно.
Едва только помощники Лонго вынесли на сцену две кучки битого
стекла, как тут же туда ринулись, сбивая друг друга, сотни две мужчин
и женщин. Влетев на сцену, они, не дожидаясь "маэстро", начали
стаскивать с себя кофты, блузки, рубашки, комбинации. В конце концов
женщины остались в одних только юбках и лифчиках, а мужчины - в
брюках. Выстроившись в одну линейку, все стали в благоговейном
молчании ждать "потомка последних русских факиров". Выйдя из-за кулис,
Лонго, не моргнув глазом, заявил: "Сейчас ваш остеохондроз как рукой
снимет". И принялся класть пациентов на стекла.
Примитивнейший трюк, от которого давным-давно уже отказались все
более-менее известные эстрадные артисты (этот трюк при желании может
повторить любой, хоть немного сведущий в физике - бутылочные стекла
всегда образуют полусферу, абсолютно безопасную для эластичной кожи
человека, чего, конечно, не скажешь об оконных стеклах - на подобные
трюки с ними еще не отваживался никто). Этот "стеклянный" номер так же
стар, как и сами фокусы. Но никто еще до Лонго не додумывался до того,
чтобы представить этот трюк моментальным исцелением от остеохондроза!
В этом, конечно, Лонго уникален.
- Если бы только он один... Вспомните "колдуна России" Юрия
Тарасова. На сцене лежит доска с гвоздями. Он вызывает сидящих в зале,
говорит: "Становитесь!" Они боятся, жмутся, он в крик: "Становитесь,
мать вашу... я же колдун!" Ну, раз колдун, становятся. И - ничего.
А ведь трюк такой же, как и со стеклами. И тот же принцип, когда
гвозди тесно стоят, для кожи человека это не страшно. Вот на один
гвоздь встать - это да.
- Любопытно, почему у нас многие "звезды" начинали как-то очень
похоже: Лонго был официантом, Гончаров - слесарем, Тарасов -
сантехником...
- Ну, насчет Гончарова не знаю, в "звезды" он как раз не лезет. А
вот Тарасов и Лонго - другое дело. Вы знаете, как они "звездами"
стали? Первый однажды гулял по скверику, увидел бабку какую-то в
полуобморочном состоянии. Подошел, начал по щекам бить. Собрался
народ: "В чем дело?" А он возьми, да и брякни: "А я, - говорит, -
колдун". И тут как раз мимо проезжала одна из бригад "Добрый вечер,
Москва!" Видят, народ толпится, остановились, подошли. Ну, и все...
Потом он к Касьяну на месяц съездил, тот его научил паре приемов на
позвоночнике, и, пожалуйте - "колдун России" готов.
То же самое и у Лонго. Был проводником в поезде, официантом.
Случайно устроился в Московскую областную филармонию, начал показывать
простые фокусы. Затем познакомился с Геннадием Гончаровым, перешел к
нему работать помощником. Одновременно с горем пополам окончил у
Гончарова существующую при небезызвестном московском центре "Арбат"
школу гипноза. Ну, а вскоре начал выступать в одиночку. Для
популярности же нафантазировал, что он-де внук прославленного русского
факира Дмитрия Лонго (хотя у дочери Лонго детей не было; кстати,
настоящая фамилия Ю.Лонго - Головко), что он имеет высшее
образовашние, является членом никогда не существовавшей и не
существующей "Международной ассоциации магов и колдунов", и т.д. и
т.п.
Вообще, это уже у нас, наверное, в генах: верить во все, даже в
самую чепуху. Не важно, что этого не может быть. Главное - увидеть
Чудо. Возьмите, к примеру, Валерия Лавриненко. И его трюк, показанный
по телевидению. Он - в кипящей воде. Ну, ведь не может же человек
плескаться в кипящей воде! Это - абсурд. В чане - углекислота, чан
двойной, с двойным дном, поэтому костер под чаном - лишь видимость...
Или еще популярный трюк: берут в руки горящие угли или кипящий свинец.
На первый взгляд - фантастика. А на деле все просто. Есть такой
специальный состав, он в древности еще был известен: истолченный
алтейный или проскурняковый корень нужно смешать с чистым яичным
белком и приготовить густую мазь; затем этой мазью надо намазать
ладони и посыпать их истолченными в порошок квасцами. После этого
можно брать угли, жонглировать ими - намека даже на ожог не будет.
Похожий состав есть и для кипящего свинца.
- Хорошо, экстрасенсорные чудеса, как вы утверждаете, - обман.
Ловкий, а иногда и не очень, фокус. Однако есть ведь еще одна область
применения этих чудес - целительство. Вы и в этом случае отказываете
экстрасенсам в праве на существование?
- Абсолютно. Вспомните Месмера - австрийского врача,
предложившего "магнетическое лечение". Однажды он забыл магниты и
вместо них лечил больных обыкновенной деревяшкой. Эффект был тот же!
Больные исцелялись самовнушением.
Мозг человека наделен такими возможностями воздействия на
организм, что при определенных условиях сам способен вылечить любую
болезнь. Так сегодня "лечат" и Кашпировский, и Джуна, и Чумак, и
многие другие психотерапевты.
- Недавно в газетах промелькнуло сообщение о том, что в
подпольных научных лабораториях, организованных так называемыми
"теневиками", долгое время шла разработка специальных аэрозолей,
воздействующих на психику человека и повышающих его внушаемость.
Предполагалось распылять эти аэрозоли в больших залах во время
выступления "звезд" - экстрасенсов...
- Я тоже слышал об этом, и, честно говоря, меня это не удивило.
Там, где речь идет о деньгах, о больших деньгах, все возможно.
- И, все-таки, Борис Михайлович, вы меня не убедили. Экстрасенсы
есть. Конечно, сейчас среди них шарлатанов - выше нормы. Но
утверждать, что шарлатаны они все, я бы не рискнул. Ведь есть же в
конце концов феномен Ванги, официально подтвержденные экстрасенсорные
способности у Сафонова, Балашова...
- Я не буду больше спорить. Это, я вижу, бесполезно. Вам
говорить, что об стенку горох.
- ... Да, кстати, Борис Михайлович, недавно трюк новый появился.
Экстрасенс прикладывает любой предмет к любой поверхности - и он
прилипает намертво. С помощью небесных сил, разумеется. Так что горох
не всегда может от стенки отскакивать...
- Ну, хоть это поняли.
Беседу вел О. Кармаза.