19:17 Сегодня в ТОПе. ЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА |
Таким образом, «оружием возмездия» считалось любое оружие нового типа (то есть неизвестное на поле боя ранее), разработанное учеными Третьего рейха и способное изменить ход боевых действий в пользу Германии (такие как, например, «Тигр», «Пантера», «Ягдтигр», «Штурмтигр», «Ягдпантера», ракеты Фау-1 (V-1, Fi-103) и Фау-2 (V-2, A4), реактивные самолеты Мессершмитт Me.262, Мессершмитт Me.163) Первым нормативным актом, требовавшим развернуть работы в области создания ЗУР, стал меморандум генерал-инспектора ПВО Германии фон Акстхельма, одобренный Герингом 1 сентября 1942 г. В начале октября 1942 г. документ разослали различным авиационным фирмам. Ракетный полигон в Пенемюнде оказался завален заявками на проведение испытаний различных опытных систем. Единственно верным решением, принятым рейхсминистром вооружений А. Шпеером, было сокращение числа проектов до нескольких перспективных. Для этого в конце 1943 г. была создана комиссия под руководством генерала Дорнбергера. В течении 2 месяцев комиссия выполнила задачу, выбрав для окончательной реализации несколько наиболее детально проработанных проектов. Одним из них стал проект ЗУР «Вассерфаль». На базе активно развивающегося проекта А-4 в конце 1941 г. коллектив В. фон Брауна начал работы над созданием ЗУР «Вассерфаль». Речь шла о создании уменьшенной примерно в 2 раза модели А-4. Примерно через год, 2 ноября 1942 г, Люфтваффе заключило с фон Брауном специальный контракт на продолжение работ по ЗУР. Как и у А-4, корпус ракеты был изготовлен в основном из листовой стали. В носовой части находились прикрытый обтекателем неконтактный взрыватель и отсек боевой части весом 250 кг, снаряженный 145 кг взрывчатки. За отсеком боевой части находились баллон со сжатым азотом, используемым для подачи компонентов топлива из баков в камеру сгорания, бак с окислителем «сальбай» (концентрированная азотная кислота) и бак с 454 кг топлива «визоль», представлявшего собой смесь бутилового эфира с анилином. Аппаратура управления и рулевые машинки находились вблизи хвостовой части ракеты, в которой был смонтирован ракетный двигатель с камерой сгорания регенеративного типа. Особенностью конструкции этой камеры сгорания было то, что ее охлаждение осуществлялось окислителем «сальбай», циркулирующим в полых стенках камеры непосредственно перед подачей его к отверстиям инжекторного диска. Кроме отверстий для подачи окислителя, инжекторный диск имел и отверстия для подачи топлива. Отверстия располагались радиально под небольшим углом относительно друг друга. Таким образом, обеспечивалось хорошее смешивание и распыление компонентов топлива, что в свою очередь способствовало высокой интенсивности и полноте сгорания образующейся смеси. Развиваемая двигателем тяга составляла 8000 кгс при продолжительности работы не более 41 с. Для управления полетом ракеты на ее хвостовой части были закреплены четыре стабилизатора с воздушными рулями, приводившимися в действие сервомоторами фирмы «Сименс». На начальном этапе полета ракеты, когда скорость было сравнительно невелика, использовались газовые рули, представлявшие собой четыре графитовые лопатки, расположенные в потоке реактивных газов. После достижения необходимой скорости газовые рули сбрасывались и ракета управлялась исключительно воздушными рулями. Наведение ракеты на цель производилось радиокомандной системой наведения с применением двух радиолокационных станций (РЛС). При этом одна РЛС использовалась для слежения за целью, а в радиолуче другой РЛС двигалась ракета. Отметки от цели и ракеты выводились на один экран электронно-лучевой трубки, и оператор наземного пункта наведения ракеты с помощью специальной ручки управления, так называемого кнюппеля, стремился совместить обе отметки. Такой способ наведения получил название «метод трех точек» (одной точкой считается глаз оператора, а две другие точки - отметки цели и ракеты на экране электронно-лучевой трубки). Радиосигналы с наземного пункта управления принимались антеннами ракеты, расшифровывались счетно-решающим устройством и преобразовывались в команды управления воздушными рулями. При сближении ракеты с целью на определенное расстояние радиовзрыватель производил подрыв боевого заряда. На ракете также предусматривалась установка взрывателя, срабатывавшего по команде с земли, и самоликвидатора. Во многом он был аналогичен стартовому комплексу ракеты А-4. Запуск должен был осуществляться с передвижного стартового стола вертикально вверх, а по истечении примерно 6 секунд с момента отрыва от пускового стола выдавалась первая радиокоманда, направлявшая ракету в сторону цели. Такая схема запуска давала значительную экономию времени, затрачиваемого обычно на предварительное нацеливание пусковой установки. В соответствии с расчетами конструкторов, через 20 секунд после запуска ракета должна была достичь звуковой скорости, а максимальная расчетная скорость равнялась 610 м/с. Считалось, что вертикальная дальность полета составит 10 000 м, а горизонтальная - до 32 000 м. Необходимо отметить, что первые результаты, проведенных в феврале 1944 г. испытаний, превзошли ожидания конструкторов. Хотя первая успешно запущенная ракета достигла высоты всего 7000 м, третья ракета поднялась до 18 000 м, развив при этом скорость 760 м/с. Всего удачными было признано 30% от общего числа запусков, что по тем временам было достаточно высоким показателем. Однако подготовка к серийному производству ракеты заняла слишком много времени - сказывалась техническая сложность принципиально новых систем управления. По этой причине серийные ракеты «Вассерфаль» до окончания войны так и не появились. Наконец можно встретить свидетельства о единичных применениях ракет в начале 1945 г. против соединений союзных бомбардировщиков. Таким образом, в незавершенном виде ЗУР «Вассерфаль» стала ценным трофеем держав-победительниц.
Зенитая управляемая ракета «Шметтерлинг» Летом 1943 года проект Hs-117 «Шметтерлинг» (нем. Schmetterling - «Бабочка») был одобрен Люфтваффе. Hs-117 «Шметтерлинг» создавался как самолет-среднеплан небольшого размера с короткими стреловидными крыльями. Длина фюзеляжа составляла 4,3 м при диаметре фюзеляжа 3,35 м. Размах крыльев составлял 2 м. В носовом алюминиевом обтекателе размещался генератор с приводом от крыльчатки и боевой заряд со взрывателем. Когда стало ясно, что ни одна из имеющихся систем наведения не может обеспечить достаточное приближение к цели, массу заряда увеличили с 22 до 40 кг. Двигательная установка Hs-117 «Шметтерлинг» основывалась на двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе, принудительно вытесняемым из баков под давлением сжатого воздуха. В качестве топлива использовался состав «Тонка-250» (50% ксилидина и 50% триэтиламина), окислителем служила азотная кислота, одновременно использовавшаяся для охлаждения самого двигателя. На стадии проектирования ракету HS-117 предполагалось оснастить инфракрасной или акустической головкой самонаведения, однако ко времени проведения испытаний эти головки не были доведены до приемлемого технического уровня, и на ракету установили относительно простую радиокомандную систему наведения с оптическим наблюдением за ракетой. Для этой цели в кормовой части хвостового отсека был оборудован трассер, за которым через специальный прибор наблюдал оператор и с помощью ручки управления наводил ракету на цель. Положения ручки управления преобразовывались в радиокоманды, которые воспринимались расположенным в носовой части ракеты приемником, дешифровались, усиливались и поступали на серводвигатели органов управления ракетой. Испытания Hs-117 «Шметтерлинг», проведенные в мае 1944 года, показали значительные результаты, превосходящие даже достижения «Вассерфаль». В момент сброса ускорителей скорость Hs-117 «Шметтерлинг» составляла 304 м/с, хотя потом понижалась до 210-270 м/с. Ракета поражала цели на высотах до 10,5 км и горизонтальной дальности до 32 км. Увеличение массы боеового заряда до 40 кг снизило показатели Hs-117 «Шметтерлинг» по высоте поражения до 5 км и дальности до 12 км. Испытания подтвердили готовность конструкции и, кроме того, выявили массу положительных характеристик. Ракета чрезвычайно легко управлялась и превосходила по маневренности любой самолет того времени. При этом время полета ЗУР составляло около 4-х минут, что было более чем достаточно. К концу 1945 года планировалось иметь 600 батарей ракет для обороны воздушного пространства Германии на Западе. Однако этим планам не суждено было сбыться. Впоследствии Hs-117 «Шметтерлинг» под обозначением Р-105 испытывалась специалистами из НИИ ВВС РККА на полигоне Капустин Яр, где подтвердила свои высокие характеристики. Автопоезд с ракетой Р-1 Р-1 — первая крупная баллистическая ракета, созданная по образцу немецкой А4.
Начав работы над ракетой в 1942 г, конструкторы этой фирмы стремились создать высокоэффективное средство борьбы с четырехмоторными американскими и английскими бомбардировщиками, которые, действуя на больших высотах, практически безнаказанно разрушали немецкие города и промышленные объекты. Исходя из требования обеспечить большую вертикальную дальность действия ракеты, конструкторы приняли за ее основу двухступенчатую схему с последовательным расположением ступеней. Первая ступень являлась мощным твердотопливным ускорителем, в изготовленном из листовой стали толщиной 12 мм корпусе которого находились 19 шашек дигликолевого пороха общим весом 245 кг. Во время запуска ракеты этот двигатель в течение 0,6 секунды развивал тягу порядка 38 000 кгс, обеспечивая ракете скорость в момент отделения первой ступени 300 м/с . Раскаленные газы выходили через семь сопел, вмонтированных в заднюю стенку первой ступени. Было разработано несколько образцов сопел с различными критическими сечениями, что позволяло менять их в зависимости от температуры окружающего воздуха. Имевшие размах 2200 мм четыре стабилизатора первой ступени крепились на корпусе с помощью стальных уголков, а для большей жесткости соединялись между собой стальными планками-раскосами. После окончания работы стартового двигателя первая ступень отстреливалась с помощью четырех пиропатронов и включался маршевый твердотопливный двигатель второй ступени ракеты. Этот двигатель также представлял собой набор шашек дигликолевого пороха весом 20 кг и за 10 секунд работы развивал тягу 4100 кгс. Поскольку вторая ступень ракеты была выполнена по аэродинамической схеме «утка» с передним расположением четырех небольших рулей управления, ее компоновка резко отличалась от компоновки всех остальных германских зенитных ракет. В верхней части носового отсека непосредственно за неконтактным взрывателем находились серводвигатели рулей управления. Рули управления имели длину 394 мм каждый и хорду, равную в торце 355 мм. Они могли отклоняться в пределах ±10 град от нулевого положения и обеспечивали высокую управляемость ракеты на всех этапах ее полета. За блоком серводвигателей располагались гироскопы, радиооборудование системы управления, аккумуляторы и блок-генератор высокого напряжения для ламп приемопередатчика. Корпус носового отсека был изготовлен из легкого сплава и с помощью восемнадцати болтов закреплен на стальном отсеке двигателя. Раскаленные газы порохового двигателя этого отсека выходили через шесть сопел, ввинченных по периметру выпуклого днища отсека. Сопла располагались под некоторым углом к продольной оси ракеты с тем, чтобы раскаленные газы не повредили хвостовой отсек с размещенной в нем боевой частью весом 150 кг. Боевая часть содержала относительно небольшой заряд взрывчатых веществ (22,6 кг) и 3000 осколочно-зажигательных элементов. На наружной поверхности отсека двигателя в специальных пазах были закреплены шесть крыльев большого размаха. Крылья имели смешанную конструкцию из дерева и алюминия и представляли собой сердечник из многослойной клееной древесины с алюминиевой обшивкой, соединенных между собой заклепками. Толщина каждого крыла в торце равнялась 51 мм, но к концу постепенно сужалась до толщины 12,7 мм. Размах крыльев составлял 2650 мм. На одной паре крыльев были установлены трассеры для визуального наблюдения за полетом ракеты, а на другой паре - антенны системы управления. Ракета «Рейнтохтер» запускалась с передвижной пусковой установки, направляющая которой ориентировалась в сторону цели и устанавливалась под углом примерно 70 град к горизонту. После взлета и отделения первой ступени включалась радиокомандная система управления, в которой, как и в ракете «Вассерфаль», использовались два следящих радиолокатора, счетно-решающее устройство фирмы «Сименс» и ручка-датчик команд - кнюппель. Разрабатывались варианты применения оптического прицела, спаренного с антенной следящей за ракетой РЛС, а также установка на ракете головки самонаведения и неконтактных взрывателей. В целом конструкция ракеты была достаточно хорошо отработана, технологична, в ней почти не использовались дефицитные материалы. Для доступа к аппаратуре управления имелись съемные лючки, а использование в качестве топлива пороха обеспечивало ее постоянную готовность к запуску. Проводившиеся в августе 1943 г. испытания (всего было запущено 34 ракеты) показали высокую эксплуатационную надежность ракеты, однако ее дальность по высоте, составившая 6000 м, и наклонная дальность 12 000 м были признаны недостаточными для борьбы с англо-американскими бомбардировщиками, достигавшими высот 10 000-12 000 м. Хотя программа испытаний продолжалась (до 5 января 1945 года осуществили 82 пуска), тем не менее Люфтваффе не могли удовлетворить полученные результаты, и маршал Геринг приказал доработать проект «Рейнтохтер» R-1 до варианта, способного перехватывать англо-американские самолеты на высоте 10 км. К январю 1945 года были произведены 6 пусков неуправляемых вариантов этой новой зенитной ракеты. Причем конструкторы развивали два направления: R-3F, со второй ступенью на жидком топливе, и R-3P - полностью на твердом. «Рейнтохтер» R-3F обеспечивал досягаемость по высоте - 12 км, наклонную дальность - 20-25 км. К 20 февраля 1945 года 15 ракет «Рейнтохтер» R-3 поступили в ракетный центр Пенемюнде. Однако данный вариант ракеты так и не был доработан до конца. Это в определенной степени повлияло на выбор конструктивной схемы «Энциана»: беспилотный самолет «бесхвостка», по внешнему виду очень сходный с реактивным истребителем-перехватчиком Me-163. Ракета была снабжена стреловидным крылом, на задней кромке которого имелись элероны управления по крену и тангажу. На хвостовой части фюзеляжа под углом 90 град к плоскости крыла были установлены два киля со стреловидной передней кромкой и прямой задней. Для обеспечения высокой технологичности (и низкой стоимости) ракеты ее корпус монтировался из штампованных панелей из малоуглеродистой листовой стали, соединяемых методом сварки или клепки. Крылья и кили имели деревянную конструкцию, состоявшую из соснового каркаса из реек и обшивки из буковой фанеры в несколько слоев. Крыло имело стреловидность по передней кромке 30 град, его размах составлял 4,08 м. Общая длина ракеты варианта Е-1 достигала 3,5 м, диаметр корпуса равнялся 0,915 м. В передней части корпуса размещалась боевая часть с рекордным для зенитных ракет весом - 500 кг. Для подрыва взрывчатого вещества боевой части предполагалось использовать неконтактный взрыватель. Силовая установка состояла из маршевого жидкостного ракетного двигателя и четырех твердотопливных стартовых ускорителей. На вариантах ракеты Е-1, Е-2 и Е-3 в качестве маршевого устанавливался ЖРД Вальтера HWK 109-739, а на вариантах Е-4 и Е-5 - ЖРД Конрада VfK 613-A01. Двигатель Вальтера был снабжен турбонасосами для подачи компонентов топлива «Т-штоф» и «Z-штоф». Двигатель Конрада рассматривался как наиболее подходящий для ракеты «Энциан». Он работал на двухкомпонентном топливе «визоль» и «сальбай». Подача компонентов в камеру сгорания осуществлялась под давлением сжатого воздуха. Максимальная тяга, развиваемая двигателем, составляла 2000 кгс. Сопла твердотопливных стартовых ускорителей «Шмиддинг» 109-553 располагались под некоторым углом к оси маршевого двигателя для того, чтобы линия тяги проходила через центр тяжести ракеты (таким образом повышалась устойчивость ракеты при запуске). Каждый из этих двигателей весил 85 кг и вмещал 40 кг твердого топлива. В течение 4 секунд работы стартовые двигатели развивали тягу порядка 1750 кгс и разгоняли ракету до скорости 250 м/с, достаточной для ее запуска с пусковой установки. В качестве пусковой установки использовалась стальная ферма, смонтированная на лафете 88-мм зенитной пушки. С помощью поворотных механизмов обеспечивалось круговое вращение фермы и грубое наведение установленной на ней ракеты на цель. Управление ракетой в полете осуществлялось радиокомандной системой, работающей по методу совмещения. На обнаруженную с помощью РЛС воздушную цель наводилась оптическая труба, посредством которой оператор сопровождения следил за целью. Движение этой трубы автоматически повторяла оптическая труба оператора наведения, который, наблюдая в окуляре неподвижную цель, с помощью ручки управления должен был удержать ракету на одной линии с целью. Как и в системе управления ракеты «Шметтерлинг», в зависимости от положения ручки управления вырабатывались сигналы управления, которые после обработки в счетно-решающем устройстве передавались в виде радиосигналов на соответствующие дешифрующие устройства ракеты. При сближении ракеты с целью срабатывал неконтактный взрыватель. Усовершенствованный вариант этой системы управления предусматривал наведение ракеты на конечном участке траектории с помощью инфракрасной головки самонаведения, а впоследствии планировалось разработать систему наведения по радиолучу с инфракрасным наведением на конечном участке. По имеющимся сведениям, один из вариантов ЗУР «Энциан» предназначался для использования в качестве противотанковой и противокорабельной ракеты, а также для постановки дымовых завес и выполнения других задач. Эта ракета имела систему управления по проводам, основанную на методе трех точек. До прекращения работ в марте 1945 г фирме «Мессершмитт» удалось разработать до 15 вариантов ЗУР «Энциан» (FR-1 - FR-6, Е-1 - Е-6), изготовлено же было лишь примерно 60 опытных образцов, главным образом варианта Е-1. Имеются сведения о запуске 24-38 ракет этого типа, причем 16 из таких ракет имели полный комплект аппаратуры наведения. Число удачных запусков было относительно велико - 30-35%.
|
|
Всего комментариев: 0 | |