6.1. Автовождение и проблемы безопасности В автомобиле резко возрастает угроза причинения непреднамеренного вреда клиенту. Строительство автодорог не поспевает за численностью ма– шин; чем больше на каждом квадратном километре несущихся во всех направ– лениях автомобилей, тем выше вероятность их столкновения. В XX веке на дорогах погибло вдесятеро больше людей, чем во всех войнах XIX века. Большинство аварий совершается при нарушении правил одним из участников движения, – иными словами, большинства этих трагедий могло не быть. Ни– когда не нарушайте ПДД без особой нужды, но будьте готовы к тому, что эти правила захочется нарушить другому участнику движения. Всякий раз садитесь за руль с тем же чувством ответственности, что и впервые: дорога не прощает небрежного к ней отношения. Пристегнитесь ремнем безопасности и проследите, чтобы это сделал клиент; напомните, что Тревор Рис-Джоунс, телохранитель принцессы Дианы, был единственным, кто пристегнулся ремнем в злополучном «мерее» Доди аль-Файеда. Не выез– жайте на неисправном автомобиле, не совершайте рискованных обгонов, не превышайте скорость. Ведите машину так, чтобы клиент не вдавливал пятки в пол от страха, что вы вовремя не затормозите, чтобы он чувствовал себя в салоне так же уверенно, как в офисе или дома. И если уж вы смотрите вперед, смотрите не себе под нос (на капот), а далеко, – так, чтобы ра– ботало периферийное зрение. Если клиент любит прокатиться с ветерком, да еще посоревноваться с другими автомобилями в скорости, убедите его, что такое мальчишество страшнее террористов. Обстановка позади и сбоку не менее важна, чем обстановка впереди. Есть шанс, что вы заметите слежку, но гораздо больше шансов, что вы су– меете предупредить столкновение. Сзади вас может нагонять машина с не– исправными тормозами, ее водитель в отчаянии может давить на гудок: оторвитесь от него, если возможно, или уступите ему дорогу. Не нужно ви– деть только наглость в «просьбе» другого водителя пропустить его машину вперед. Более странным должно показаться поведение водителя, который вас догнал и снизил скорость, чтобы висеть у вас на хвосте. Не пытайтесь проучить болвана, который обгоняет вас, а на него несет– ся встречная машина. Притормозите, дайте болвану завершить обгон, то есть уйти вправо перед вами. Это вовсе не дорожное рыцарство, а забота о жизни клиента и своей собственной. Притормозите и в случае, если вы яв– ляетесь той самой встречной машиной, а на вас несется болван, выполняю– щий рискованный обгон: дайте ему завершить обгон, вы в этом заинтересо– ваны нисколько не меньше. Вы полностью избежите ситуации обгона на ма– гистрали с разделительным газоном или экраном; к сожалению, таких дорог в СНГ пока немного. Обратите внимание, не виляет ли соседняя машина на сухой трассе: воз– можно, заклинило сорвавшейся тормозной колодкой одно из колес, либо во– дитель плохо себя чувствует или просто пьян. Увеличьте дистанцию, отор– витесь от такого автомобиля. На скользкой дороге вообще не позволяйте приближаться к себе другим автомобилям: в любой миг они могут потерять управление и снарядами полететь в вас. Берегитесь автомобилей, из окон которых торчат какие-то предметы: скорее всего, это не ствол дробовика, но даже обыкновенная доска на большой скорости может доставить неприятности. Главное – избежать лобового столкновения с чем бы то ни было. Лобовое столкновение за городом обычно оборачивается тяжелыми травмами и челове– ческими жертвами. В аварийной ситуации бейтесь до последнего: выкручи– вайте руль, предотвращая лобовой удар. Если уж нельзя избежать столкно– вения, лучше врезаться в куст, чем в столб. Лучше врезаться в дерево, чем в бетонную опору. Лучше врезаться в попутную машину, чем в неподвиж– ный объект. Не отжимайте сцепление при экстренном торможении, – этот рефлекс вы– рабатывают в автошколах, чтобы на экзамене реже глохли моторы. Когда вы нажимаете на тормоз при включенной передаче, вы дополнительно тормозите и двигателем. На тормоз лучше давить не непрерывно, а на мгновения от– пуская педаль. Тормозящий эффект усилится, если вы успеете переключиться на низшую передачу. Опытный водитель, притормаживая двигателем, даже ав– томобиль с неисправными тормозами доведет до автомастерской или гаража. Экстренное торможение не всегда является лучшим выходом в аварийной ситуации. Часто оно приводит к блокировке колес и заносу. К менее опас– ному заносу приводит и простое отжатие сцепления на скользкой дороге. На такой дороге не переключайте передачи во время поворота. Если машину на– чало заносить, не давите изо всех сил на тормоз, а сбросьте газ и ста– райтесь удержаться на трассе. Помните, что машины с передними и задними ведущими колесами по-разному реагируют на занос. Машина с задним приво– дом более подвержена заносам, но легче их преодолевает, лучше слушается руля при попытках выровнять ее. Переднеприводная машина более устойчива, но если уж попадает в занос, выровнять ее не всегда возможно. С подозрительностью относитесь ко всевозможным дорожным инцидентам: они могут быть подстроены. Не задерживайтесь, чтобы поглазеть на аварию, – лучше на ходу вызовите по мобильному телефону «скорую помощь» и мили– цию. Убедите клиента никогда не «подбирать» любителей автостопа, даже если это молодая блондинка. Объясните, что блондинка может служить при– манкой террористам, которым необходимо остановить вас в месте засады, или интим-партнером, которого подослал противник. Роль останавливающего фактора могут играть старики, дети, женщины, с колясками, причем очень сложно порой отличить действия обычных людей от спектакля по сценарию противника… Никогда не останавливайтесь помочь застрявшим автолюбите– лям: пускай им помогут те, кто в отличие от вас не отвечает за безопас– ность других людей. Внезапное торможение впереди идущего транспорта опасно в любом слу– чае: оно легко может привести как к подстроенной, так и ко вполне обыч– ной аварии. Никогда не «висите» на заднем бампере передней машины. Вспомните о судьбе Альдо Моро и Ганса Шлайера: обоим этим деятелям перед похищением перегородили дорогу автомобилями! Если легкая авария все-таки произошла, не открывайте дверей, не опускайте стекол и не глушите двига– тель: будьте готовы немедленно увезти клиента при первом же признаке опасности, – вплоть до использования тарана. Если вы рассчитываете отстреляться из стоящей машины, – это наихудший вариант. История подоб– ных нападений свидетельствует, что телохранители редко успевали сделать хотя бы один меткий выстрел и погибали. Не оставляйте машину, попав в ловушку: на ней вы выберетесь скорее, чем без нее. Прорывайтесь до пос– леднего, пока автомобиль движется: на простреленных шинах, с пробитым радиатором, через бордюры и канавы, по газонам и огородам… В целом вероятность нападения при движении в автомобиле невысока. Это может быть обстрел из нагнавшей вас попутной машины, но скорее всего – с мотоцикла или мопеда, которые сохраняют высокую маневренность даже в плотном потоке транспорта. Без машины сопровождения, откуда будет нане– сен удар в спину неприятеля, такую угрозу отвести непросто. Если вы вдруг заметили оружие в руках мотоциклиста, попытайтесь резко вильнуть влево, чтобы сбить его. Либо затормозите, или, наоборот, прижмите до по– ла педаль акселератора, и меткая стрельба сразу станет проблематичной. Более сложный, но часто необходимый маневр – отталкивание. Попытай– тесь вытолкнуть с дороги автомобиль, представляющий угрозу вашему клиен– ту. При этом ваш автомобиль должен сохранить направление движения. Пом– ните, однако, что угроза должна быть очевидной, иначе вам придется потом долго объяснять, зачем вы столкнули с дороги хороших людей в очень хоро– шей машине. Обычно нападают, обгоняя слева: либо для того, чтобы открыть стрельбу, либо для того, чтобы прижать вас к обочине и остановить. Возьмите на заметку: отталкивание на скорости свыше 60 км/час смертельно опасно! Кроме того, на высокой скорости у автомобиля, который вы попыта– етесь столкнуть с дороги, будет очень высокая инерция: после удара вашей машиной он не скатится с дороги, а лишь вильнет, уйдет вперед, развер– нется и вернется к вам. Ваше отталкивание будет наиболее эффективным при скорости не выше 40 км/час. При правильно проведенном маневре вы столкнете даже гораздо бо– лее тяжелую машину, чем ваша. Итак, снизьте скорость, – противник непре– менно сделает то же самое, он заинтересован в том, чтобы вас остановить. Сократите дистанцию до борта вражеского автомобиля максимум до 60 см, а лучше до 30 см. Дождитесь, когда заднее колесо противника минует ваш пе– редний бампер и по легкой дуге направьте левый передний угол своей маши– ны в уязвимое место противника, – у большинства автомобилей оно располо– жено в самой легкой части, близ заднего бампера. При этом дайте полный газ и не поддайтесь искушению затормозить, – недостаточной реши– тельностью вы рискуете все испортить: инерции вашей машины может не хва– тить на то, чтобы развернуть противника. Вполне может статься, что про– тивник попросту испугается вашего выбора и резко прибавит ход, – иными словами, можете попробовать для начала ложный маневр, не входя в кон– такт. Если это не помогло, – вперед! Противник вынужден будет описать перед вами дугу и либо съедет с трассы, либо окажется развернут в проти– воположном направлении (рис. 7), а вы тем временем успеете уйти довольно далеко. Если вы промажете и попадете, скажем, между передних и задних колес, оттолкнуть противника с разворотом не удастся: в отношении таких ударов автомобили гораздо устойчивее. Тогда повторите маневр отталкива– ния, но не промахнитесь на этот раз. Отталкивание могут применить и против вас. Не противодействуйте от– талкиванию с помощью руля. Наоборот, вращайте руль в сторону, куда начал поворачивать от удара ваш автомобиль: разворачивайтесь. Развернувшись на 180ё, вы можете уехать в направлении, противоположном движению оттолк– нувшего вас противника. Другой вариант – продолжите разворот до 360ё и пристройтесь позади противника. Не отрабатывайте отталкивание без опыт– ного инструктора и защитного шлема. Трассу перед вами может перекрыть вставший поперек автомобиль. Если угроза из него очевидна, а объехать или развернуться вы уже не можете, поступите сходным образом: притопите акселератор и направьте свою машину в препятствие. Помните, что ваша цель не превратить препятствие в груду металла или опрокинуть его, а «всего лишь» убрать со своего пути. Маневр этот очень опасен, – это самый экстремальный способ прорваться через за– саду. Нельзя применять таран против тяжелых грузовиков, автобусов, до– рожной техники. Его нельзя производить при скорости свыше 40 км/час, – это чревато тяжелыми травмами и даже гибелью. При скорости 20-40 км/час вы рискуете вывести свою машину из строя и окажетесь лицом к лицу с разъяренным тараном противником, – например, крыло, которым вы нанесете удар, вдавится в колесо так, что оно потеряет способность вращаться. Обязательно сбросьте скорость до 20 км/час к моменту, когда до пре– пятствия останется примерно один корпус автомобиля. Вот теперь поддайте газу, но не поддайтесь искушению затормозить. Не наносите лобовой удар: бейте передним левым или правым углом своей машины, причем в наиболее уязвимое место препятствия. Ваш удар должен развернуть препятствие, ос– вободив вам путь, поэтому уязвимые места расположены по краям пре– пятствия: это либо заднее крыло максимум в 45 см от заднего бампера, ли– бо переднее крыло в 30 см от переднего. Лучше нанести удар в заднюю часть, так как там расположен легкий багажник, а не тяжеленный моторный отсек, и препятствие легче развернется. После тарана продолжайте движе– ние с ускорением: уноситесь на предельной скорости в любом направлении, – хоть по картофельному полю. Не изучайте искусство тарана в одиночку: обзаведитесь опытным инструктором и защитным снаряжением, – по крайней мере защитным шлемом! От препятствия можно попытаться уехать. Если трасса слишком узка для выполнения обычного U-образного разворота, немедленно включите задний ход и выполните задний так называемый К-образный разворот (рис. 8). Дру– гой вариант – передний К-образный разворот (рис. 9). Ничего сложного в этих маневрах нет, и от вас требуется лишь одно: найти подходящее место и отшлифовать их до автоматизма, чтобы не промедлить и никуда не вре– заться в экстремальной ситуации. Значительно более сложны развороты на 180ё, которые применяют, когда нет возможности объехать препятствие и нет времени на К и U-образные. Никогда не пытайтесь исполнить разворот на 180ё при скорости свыше 60 км/час. Вообще при выполнении такого разворота на высокой скорости вы рискуете поломать ходовую часть автомобиля и испортить двигатель. В этом случае не удастся воспользоваться плодами разворота, то есть уехать от опасности. Неграмотно выполненный разворот на 180ё часто завершается оп– рокидыванием автомобиля. Проще выполнить этот маневр на скользкой или мокрой поверхности. Чрезвычайно важно синхронизировать торможение и быстрое вращение руля так, чтобы зад машины развернулся на 180ё к моменту, когда инерция дви– жения вперед почти погашена. Тогда вы получаете возможность сразу возоб– новить движение в обратном направлении. Развороты на 180ё производятся вперед и назад. Передний разворот (рис. 10) осуществляется с помощью торможения, а при заднем развороте (рис. 11) лучше не притормаживать. Успейте продумать заранее, какой способ разворота на 180ё предпочтителен в конкретной ситуации, – в зависимости от степени опасности, расположе– ния людей, других автомобилей, столбов, деревьев, сооружений… Умелый водитель порой предпочтет не таранить препятствие и не бежать от него, а объехать, предварительно энергично притормозив. Помните, что чрезмерное усилие на тормоз помешает колесам обогнуть препятствие. Опыт– ный водитель резко нажмет на тормоз так, чтобы услышать характерный низ– кий звук колес, которые еще вращаются, но уже слегка заблокированы и немного скользят. Раскладка примерно такая: свыше 4/5 вращения и около 3 скольжения. После появления такого звука усилие на тормоз сократите так, чтобы колеса полностью разблокировались и скользящая составляющая упала до 0. И рывком поворачивайте руль – обычно на 30-40 см. Избежав столкно– вения, также рывком верните руль в исходное положение. Наиболее часты нападения при посадке и выходе из автомобиля. Заранее осмотрите место, в котором клиент должен сесть в машину или покинуть ее. Телохранителю-одиночке удается это делать далеко не всегда, да в ситуа– ции невысокого риска это и необязательно. Поясните клиенту, что не нужно задерживаться у машины, завершая беседу или осматривая достопримеча– тельности. Усадите клиента и увозите, не медля. Подавайте машину как можно ближе к крыльцу. На маршруте самыми опасными считают первые и пос– ледние 50 метров: преступник может не знать вашего маршрута, но ему обычно несложно подкараулить вас при приближении к дому или офису. На автомобиль нападают тогда, когда хорошо изучили его маршрут. Раз– работайте целый набор маршрутов и пользуйтесь ими бессистемно, – так, чтобы команда неприятеля никогда не смогла предсказать, по каким именно улицам вы повезете своего босса. Выбирайте преимущественно оживленные и хорошо освещенные трассы, где нападение затруднено. Лучше ехать дольше по хорошей дороге, чем срезать безлюдными темными переулками. Избегайте объездов по узким улочкам. Будьте готовы в любой момент перестроиться влево или вправо для поворота (разворота). Предпочитайте левый крайний ряд: во-первых, по нему выше скорость движения, во-вторых, нападения в большинстве случаев начинаются с водителя, в-третьих, из левого ряда вас труднее прижать к правой обочине. Куда бы клиент ни собирался, планируйте как минимум два маршрута: ос– новной и резервный. Резервный маршрут должен проходить неподалеку от ос– новного, чтобы можно было быстро им воспользоваться. По обоим маршрутам вам следует проехать хотя бы однажды заранее, причем примерно в то же время, в какое вы повезете клиента. В незнакомом городе, готовясь к встрече клиента, можно обратиться за помощью в составлении маршрутов к сотруднику ГАИ, – скорее всего, вам охотно помогут. (Учтите только, что опираясь на ваши вопросы, можно «вычислить» вашего клиента.) Отметьте на схеме маршрута все проблемные моменты: ремонтные работы, переезды, акве– дуки, пробки (в какое время?), сложности шоссейных развязок, ориентиры поворотов, расстояния до отделений милиции, воинских частей, больниц, дежурной аптеки. Стремитесь свести к минимуму число остановок на маршру– те, включая остановки на перекрестках, – там вы весьма уязвимы. Вручив маршрут наемному водителю или коллеге по охранной команде, убедитесь, что все ваши пометки поняты верно. Разумно, чтобы один из телохранителей совмещал обязанности водителя и постоянно находился при машине. Обычный водитель обучен вождению по пра– вилам, не более. Телохранитель умеет за рулем несравненно больше. Не ис– пользуйте машину для дополнительного левого заработка – даже с разреше– ния клиента! «Случайный» пассажир может незаметно оставить радиожучок, мину или напасть на вас. Никогда не позволяйте клиенту повышенного риска самому отпирать, заводить и трогать с места машину, если она оставалась без присмотра: это обязан делать телохранитель после тщательного осмот– ра. На небольшой скорости проверьте действие тормозной системы и лишь затем усадите клиента. Если шефу самому не терпится повертеть баранку, предоставьте такую возможность после того, как убедитесь, что с машиной все в порядке. Стремитесь, чтобы в машине было как можно меньше постороннего шума, включайте приемник или магнитофон только по просьбе клиента. Это поможет вовремя услышать сигнал опасности, будь то стук в неисправном узле или гудок лихача позади. В машине обязательно должен быть мобильный телефон для вызова экстренной помощи. Но вот впереди на дорогу выбегает боец и вскидывает автомат, – тут телефон не поможет. Пригнитесь, надавите на газ и нап– равьте машину на террориста. Если он не успеет отпрыгнуть и вы его собьете, не стоит следовать правилам дорожного движения, предписывающим в случае наезда на пешехода оказать первую помощь, вызвать «скорую» и дожидаться на месте сотрудников ГАИ. Уноситесь прочь. Скорее всего, тер– рорист был не один, и сейчас последуют очереди вам вдогонку. Чем быстрее вы поедете, тем больше шансов спастись. Даже если в машине повреждения, но она еще на ходу, – давите на газ. Живучесть многих автомобилей просто поразительна, вспомните пылающий «мерседес», на котором спасся Шевард– надзе! Имейте в виду некоторые особенности управления машиной с автоматичес– кой коробкой передач. Научитесь тормозить левой ногой. Научитесь вслепую включать режимы движения D, заднего хода R и нейтрали N (от английских слов drive, reverse, neutral). В различных моделях эти переключения име– ют свои особенности, да и сами переключатели могут располагаться в раз– ных местах, в том числе на рулевой колонке. Телохранитель умеет водить автомобили разных марок, в том числе гру– зовые. Вас обучили вождению в критических ситуациях: по бездорожью, по лестницам, в условиях слежки и погони. Вы умеете прыгать на автомобиле с использованием в качестве трамплина рельефа местности. Мы свято верим в ваше умение мчаться на двух колесах, разворачивать машину на одном месте (словно это танк) и даже продолжать движение после того, как машина нес– колько раз перевалится через собственную крышу. Все это вы продемонстри– руете при погоне. Но погони может ни разу не случиться за всю карьеру телохранителя, зато в аварийные ситуации вам придется попадать многок– ратно. Главное ваше водительское умение – обеспечить полную безопасность клиента, когда вы за рулем. 6.2. Вождение тремя и двумя конечностями Если у вас за плечами свыше 100 000 км, попробуйте обходиться в маши– не без одной руки. В реальной ситуации рука ваша может быть травмирована либо вы будете производить ею какие-либо боевые действия, например, стрельбу, отбрасывание противника, стремящегося проникнуть в машину. Не начинайте тренировок в городе, – разве что в автомобиле на стоянке с выключенным двигателем. Осваивайте «однорукое» вождение на пустынных грунтовых дорогах: там невысока скорость и часто встречаются ямы, кото– рые заставляют переключать передачи. Задача упростится, если вы решили научиться водить одной рукой машину с автоматической коробкой передач, но в отечественных условиях нужно быть готовым к тому, что в критической ситуации вы окажетесь, скорее всего, за рулем автомобиля с обычной ко– робкой. Вообразите, что левая рука ваша ни при каких обстоятельствах не может лечь на руль. Вцепитесь ею в дверную скобу. Забудьте о ней. Трогайтесь с места. Разгоняйтесь. Правую руку приходится отрывать от руля только для переключения передачи, то есть на 1,5-2 с. Опытный водитель не встретит здесь особых трудностей, поскольку правая рука расположена рядом с руко– яткой переключателя передач. Сложнее водить машину левой рукой, забыв о существовании правой. Движения по переброске левой руки с руля на руко– ятку и обратно должны быть быстрыми и точными. Особую трудность представляют крутые повороты, которые водитель при– вык проходить, держа на руле обе руки. После того, как вы освоитесь на заброшенной грунтовке, тренируйтесь на шоссе. Помните, что другим участ– никам дорожного движения о ваших тренировках ничего не известно: не соз– давайте аварийных ситуаций. Начинайте с небольших скоростей (40-60 км в час). Старайтесь проделать весь свой путь, ни разу не воспользовавшись второй рукой: лучше двигаться медленнее, но выполнить это условие. К по– ездкам с одной рукой в городе приступайте только тогда, когда уверенно освоите такую технику за городом, однако в час пик не стоит ездить с од– ной рукой вообще. Измените постановку задачи. Предположите, что вас ранили в левую ногу и вам предстоит вывезти шефа из-под обстрела. В машине с автоматической коробкой участие левой ноги не требуется; тренируйтесь в машине с обыч– ной коробкой. Функция левой ноги – нажимать педаль сцепления – перейдет к правой. Самое сложное – тронуться с места: на акселератор придется да– вить одной из рук. Когда машина начнет движение, уберите руку и переб– росьте на ее место ногу с педали сцепления. Это можно делать реже, чем вы привыкли: не отжимайте сцепление для того, что снять передачу. Любую передачу можно отключить, не прикасаясь к педали сцепления. Переносите правую ногу с педали акселератора только тогда, когда захотите включить сцепление или затормозить. Не опускайте глаза, чтобы точно поставить но– гу на педаль. Глаза водителя всегда прикованы к дороге. Освоив езду с одной правой ногой, отработайте езду с левой: это го– раздо сложнее. Левой ногой вы привыкли отжимать сцепление; теперь ею придется еще тормозить и газовать. Желательно, чтобы в автомобиле педали были расположены невысоко над полом. Понажимайте на педали, пока машина стоит, лишь после этого пытайтесь тронуться. Начинайте тренировки в уе– диненной местности; там можете даже привязать правую ногу к сиденью, чтобы исключить ее рефлекторное вмешательство в процесс вождения. Когда вы преуспеете в вождении с одной ногой, попробуйте на лесной или полевой дороге тронуться, немного проехать и остановиться с ис– пользованием только двух конечностей: одной руки и одной ноги. Большего от вас не требуется. Не нужно отрабатывать эту чрезвычайно опасную тех– нику в городе; даже при ровной езде по загородной трассе следует соблю– дать предельную осторожность. Сочетайте конечности в разных комбинациях: левая рука с правой ногой, правая рука с левой ногой. Самым сложным в обычном автомобиле с левым расположением руля является вождение двумя левыми конечностями. Даже если это умение ни разу вам не пригодится, ваш водительский класс лишь возрастет. 6.3. Охрана автомобиля В идеале машину клиента следует охранять круглосуточно. Однако если вы единственный телохранитель, вы думаете прежде всего об охране челове– ка, а не его автомобиля. На ночь платная стоянка предпочтительнее, а за– частую и ближе индивидуального гаража. Убедитесь, что гараж имеет надеж– ные стены, крышу, фундамент и ворота: теоретически проникнуть в гараж можно отовсюду. Еще лучше снабдить гараж сигнализацией на открытие во– рот. Эта непривычная мера произведет переполох в душе угонщика и привле– чет внимание сторожа гаражного кооператива. Днем машина должна стоять так, чтобы ее видели из офиса или квартиры (через окно или с помощью на– ружной видеокамеры). Недопустимо где бы то ни было оставлять автомобиль незапертым, с приспущенными окнами, с неотключенной массой и без за– действованных противоугонных средств. Осмотрите автомобиль и предложите клиенту усложнить проникновение в салон с помощью дополнительных блокираторов стекол, иных мероприятий, вроде наклеивания на стекла спецпленки АРМ 360, препятствующей рассыпа– нию стекла при ударе. Пленка эта недешева, но служит около десяти лет. Убедитесь, что двери нельзя открыть отверткой, как это часто бывает в машинах с изношенными замками. Такие замки надо заменить. Багажник из– нутри должен быть снабжен защелкой, делающей невозможным его открытие снаружи. Даже когда вы с шефом вышли «на 5 минут» перекусить, включайте штатное противоугонное устройство (обычно это фиксация руля посредством замка зажигания, фиксация ручки переключения передач…): страховая ком– пания откажется от выплат, если сумеет доказать, что штатное противоу– гонное устройство автомобиля не было задействовано на момент угона. Предложите задействовать дополнительные устройства: штанговый блоки– ратор руля, замок, надевающийся на педали (эта примитивная штука отлично себя зарекомендовала), сирену с датчиками, реагирующими на отпирание дверей, открывание крышки капота, съем лобового и заднего стекол. Лучше остановить выбор на такой охранной сигнализации, которая не только пода– ет звуковые и световые сигналы, но и препятствует запуску двигателя или глушит его. Еще лучше сигнализация, которая одновременно передает сигнал на пейджер клиента или охранника. Существуют системы, которые включают в машине на всех колесах тормоза. Бензобак должен запираться на пробку с кодовым или обыкновенным зам– ком: это хотя бы несколько затруднит слив бензина, подсыпание в бензин песка и закладку ВУ. Посоветуйте клиенту пометить неудаляемыми клеймами все, что может представлять ценность для воров: покрышки, магнитофон, стекла, фары. Не следует оставаться сторожить дорогую машину, пока клиент «на 5 ми– нут» забегает в подъезд любовницы. Убедите клиента по возможности нигде с вами не разлучаться. Понаблюдайте снаружи за окнами квартиры, куда направляется клиент, проводите его до двери. Если ваше пребывание внутри квартиры невозможно, договоритесь, что клиент вызовет вас по мобильному телефону. Машина должна стоять так, чтобы вы видели ее из окна подъезда (квартиры). Убедите клиента никогда не оставлять в машине документы и ценности. Нет ничего глупее, чем держать в «бардачке» водительское удостоверение и технический паспорт: объясните, что за эти «корочки» на черном рынке да– ют неплохую цену. Верхняя одежда также провоцирует вора, который надеет– ся поживиться там толстым бумажником. Одна треть всех краж спровоцирова– на поразительной беспечностью хозяев. Прежде чем возобновить поездку после того, как автомобиль оставался без присмотра даже незначительное время, – загляните в салон: не спря– тался ли там кто-нибудь? Отпирая дверь, будьте уверены, что поблизости нет крепких парней, которые навалятся сзади, чтобы завладеть машиной, ключами и документами. Выработайте в себе привычку обследовать машину каждый раз, когда она оставалась без надежного присмотра. Если вы не хо– тите, чтобы посторонние заметили это ваше поведение, делайте вид, что решаете технические проблемы. Имейте в виду: большинство нападений террористы совершают именно на людей в автомобиле либо рядом с ним. Не садитесь сразу на сиденье, а ос– мотрите прежде пространство под крыльями, за бамперами, багажник, мотор– ный отсек, загляните под коврики и под сиденья, в «бардачок», в аптечку. 200 граммов пластиковой взрывчатки можно спрятать в обивке двери, в при– борной панели, в магнитофоне: при срабатывании такая мина превратит ав– томобиль в могилу. Не поцарапан ли автомобиль снаружи, – преступник мог спешить и в темноте ободрал машину. Цела ли обивка салона? Чаше всего минируют днище (карданный вал, например, рванет, как только начнет вра– щаться), сиденье водителя и бензобак. Взрывчатку или зажигательное уст– ройство могли выполнить в виде плоской магнитной кассеты и прилепить к днищу. Загляните под колесные колпаки. Заодно осмотрите шины: их могли подрезать, чтобы они лопнули на приличной скорости. (Попробуйте на излом тормозные шланги – не подрезаны ли и они?) Найти современную взрывчатку очень сложно, поскольку при небольшой массе ВУ может иметь любую форму и размещаться где угодно; такое ВВ, как гексоген, в смеси с пластификато– ром дает известный «состав С», который пальцами можно лепить, как плас– тилин. При подозрении на минирование и неумении найти мину, пригласите специалиста с собакой из милиции или ближайшей войсковой части. Ну, а уж если вы нашли бомбу самостоятельно, обязательно вызовите специалиста! Порой обнаружить мину удается по тянущейся к ней командной, обрывной или натяжной проволоке. Не спешите распахивать двери после возвращения к машине. Отоприте дверь ключом так, чтобы она чуть отошла. Любой пласт– массовой плоскостью (кредитной карточкой) медленно проведите в приотк– рывшейся щели. Возможно, карточка наткнется на натяжитель. Ту же опера– цию проделайте, прежде чем открыть капот или багажник. Однако нередко срабатывание происходит либо в заранее установленное время (мина замед– ленного действия), либо при запуске стартера, фар, дворников, прикурива– теля, магнитофона, либо в начале или в процессе движения от вибрации. Взрыватель можно спрятать в выхлопной трубе, и он сработает тогда, когда отработанные газы нагреются до определенной температуры. Рвануть может и тогда, когда вы в поисках мины откроете «бардачок», пепельницу, опустите противосолнечный козырек или поднимете подушку сиденья. Существуют дис– танционные контролеры, определяющие, не подсоединен ли взрыватель к зам– ку зажигания, – такой прибор облегчит вашу задачу, если на клиента охо– тится дилетант. Другой способ найти и обезвредить мину – пульт дистанци– онного управления замком зажигания: заводите мотор пустого автомобиля с расстояния: если уж громыхнет, то клиент уцелеет! Всегда обходите машину вокруг до и после отлучки. Обратите внимание на остатки упаковки, изоленты, бечевки, проводов, пустой тары в салоне или рядом: что из этого добра уже лежало, когда вы подъехали, а что поя– вилось за время парковки? Масляные пятна, следы ног или домкрата, следы пальцев на пыльных поверхностях, проволока в выхлопной трубе должны вас насторожить. Не захламляйте салон и багажник, так легче найти чужой предмет (неизвестный сверток). Незнакомая деталь в моторном отсеке – верный признак минирования. Как это делается? Двое приходят ночью на платную стоянку, где ваш клиент держит автомобиль. Один отвлекает сторо– жа, распивая с ним водку, другой закрепляет на днище автомобиля ручную гранату («лимонку» Ф-1, РГД-5…) или целую связку. В кольцо продевают леску и привязывают к столбику с номером стояночного места или к ограде. Стоит машине отъехать, как чека вылетит и прогремит взрыв, – если только вы своевременно не обнаружите ВУ. Предложите клиенту оставлять в машине дрессированную собаку. Вряд ли неприятелю придет в голову забраться в машину с бордосским догом. Лай помешает поставить магнитную мину или перерезать тормозной шланг. Хотим предупредить об одном препятствии: не будучи в силах выпрыгнуть и бро– ситься на злоумышленника, недостаточно дрессированный пес в гневе может растерзать дорогую обивку салона. Для того, чтобы узнать, не залезал ли кто-то в автомобиль, используй– те контрольки. Приклейте волос, спичку или нитку подходящего цвета одним концом при помощи скотча к крышке бензобака, капоту, багажнику, си– деньям, а второй конец закрепите на неподвижной части (горловине бензо– бака, крыле, раме сиденья…). В темноте преступнику найти такие прими– тивные охранные устройства невозможно. Если вы обнаружите свою сигнали– зацию нарушенной, не заводите мотор и ничего не смещайте в машине с мес– та до тех пор, пока не найдете причину. Значительно ускорит поиск взрыв– чатки применение собаки-сапера или помощь специалиста. Возьмите на заметку: мощный заряд взрывчатки может быть размещен в соседнем автомобиле, однако в этом случае неприятель должен вести наблю– дение за машиной вашего клиента, чтобы вовремя подать сигнал на детона– тор по радио или проводу. Чужой автомобиль, расположенный чересчур близ– ко к вашему, должен внушить подозрение, – вы обнаружите его через окно. Решительно воспрепятствуйте желанию клиента направиться к паркингу и предложите альтернативный вариант перемещения (запасной автомобиль из гаража фирмы, машина кого-то из сотрудников, такси…). Заменяйте в машине штатный огнетушитель по мере наступления указанно– го на огнетушителе срока. Не отправляйтесь в поездку без огнетушителя, бравируя тем, что машину клиента знают сотрудники ГАИ и не остановят. Огнетушитель в первую очередь нужен вашему клиенту, а не сотрудникам ав– тоинспекции; держите его ближе к передней двери, например, под передним сиденьем, – тогда до него дотянется и водитель, и пассажир, и тот, кто стоит снаружи. Укомплектуйте автомобиль клиента дополнительно вторым ог– нетушителем и возите его в багажнике. Не советуйте клиенту и сами не выходите из машины при проверках сот– рудниками ГАИ в безлюдных и темных местах. Держите включенной передачу (лучше вторую, если уверены, что сумеете тронуться на ней). Сотрудники могут оказаться переодетыми бандитами, получившими задание захватить ва– шего клиента. При малейшем подозрении уезжайте, не обращая внимания ни на какие угрозы и требования. Если вы ошиблись, и милиционеры были нас– тоящими, автоинспекторы вас все равно скоро найдут и остановят. Тогда и объяснитесь, извинитесь, уплатите штраф, получите назад водительское удостоверение… 6.4. Автомобили клиента В идеале их должно быть три: ведущий, основной и сопровождающий. Ве– дущая автомашина должна первой обнаружить опасность, оповестить о ней, принять удар на себя. Основная машина не должна быть подперта в колонне так, что это затруднит ее маневренность. Если ведущий автомобиль натк– нулся на противника, основная машина не идет на выручку, а эвакуирует клиента. В качестве сопровождающей машины часто используют микроавтобус, где клиенту по пути в больницу можно оказать первую помощь. Если клиент обходится двумя машинами, то одна из них выполняет функции ведущей, а другая – основной. Обратный порядок необходим лишь на тот случай, если вы предполагаете, что противник отважится на ковбойский стиль: догонит основную машину и откроет по вам и клиенту шквальный огонь. Что ж, в та– ком случае ведущую машину превратите в сопровождающую, – чтобы из нее помешать «ковбоям». В подобной ситуации повышенного риска желательно иметь бронированный автомобиль. Пули пистолетов и пистолетов-пулеметов способно отклонить безосколочное стекло сантиметровой толщины, однако для защиты от винтов– ки потребуется несколько особым образом склеенных слоев такого стекла с пластиковыми прокладками. Это огромная толщина (до 8 см) и масса, поэто– му взамен используют органические, например, поликарбонатные стекла. От выстрелов в боковые и задние стекла несложно защититься с помощью кевла– ровых занавесок, однако они, конечно, резко ограничат видимость. Для бронирования шин используют кевлароподобные материалы, дополнительные внутренние шины, самозаклеивающиеся камеры, а кроме того, эти шины осо– бым образом надеваются на специальные диски. Цена такой шины может сос– тавлять примерно $500. Бронирование панелей и дверей производится обычно с помощью стали и алюминия. Спецсталь толщиной минимум 3 мм используют в расчете на приме– нение противником автоматов, а толщина свыше 10 мм способна на некоторых дистанциях останавливать пули из пулемета. Алюминий применяют в качестве легкой брони в расчете на выстрелы из пистолета. В редких случаях ис– пользуют пластмассу, армированную стекловолокном, в сочетании со специ– альной керамикой. Поинтересуйтесь, какой материал использован для брони– рования радиаторной решетки, – укрепить этот узел не менее важно, чем, например, двери: с пробитым радиатором вы далеко не уедете. Особой защи– ты требует бензопровод: во многих моделях он изготовлен из пластика и легко доступен снизу. Обратите внимание на использование специальных шлангов и изоляции для защиты других трубо – и электропроводов. Это со– ответственно потребует установки более мощного вентилятора – не с 4, а минимум с 8 лопастями. Что касается днища, то оно обычно закрывается сплошной бронеплитой, способной выдержать небольшой взрыв. От мощной бомбы, однако, спасет лишь одна мера: своевременное обнару– жение. При покупке бронеавтомобиля наряду с обычной испытательной поезд– кой оговорите себе право пострелять по материалам, которые в нем ис– пользованы, то есть по стеклу, шине, броневой плите. Стреляйте с такого расстояния и из оружия такого калибра, которые назовет продавец. Однако совсем не обязательно покупать дорогущий «мерседес» ручной сборки, который спас жизнь Шеварднадзе, или популярный бронеавтомобиль «чероки». Уходят в прошлое и сверхдорогие (до $750 000) бронированные лимузины. Любой приличный автомобиль с помощью умелых рук можно превра– тить в крепость на колесах. Моторный отсек и в особенности салон хотя бы укрепите ребрами жесткости и обязательно пристегивайтесь ремнями безо– пасности как на передних, так и на задних сиденьях: тогда вам не страшны будут тараны и даже падения в кювет. Двери, спинки сидений и некоторые панели можно выложить изнутри кевлароподобной многослойной тканью. Листы ткани должны заходить один за другой с нахлестом около 4 см. Имеет смысл закрыть стальным щитком снизу коробку передач: это предотвратит ее де– формацию при езде по бордюрам и камням. Не переусердствуйте с бронирова– нием: дополнительный вес снизит скорость и маневренность. Следите, чтобы броня была распределена равномерно по всему автомобилю, иначе он начнет зарываться носом, потеряет устойчивость, чрезмерно осядет, будет подвер– жен заносам в одну из сторон. На бронеавтомобиле должны быть мощные тор– моза, а детали шасси часто заимствуют у грузовиков. В ситуации низкого риска в бронировании нет смысла; куда важнее на– дежность бамперов (особенно переднего) и бензобака. Посоветуйте клиенту остановить выбор на автомобиле с высокопрочным, прорезиненным, самозатя– гивающимся бензобаком, из которого почти исключена утечка бензина и ко– торый, следовательно, не станет причиной пожара. Особенно это важно при авариях. Надежные тормоза и тормозные подушки, которые надуваются в салоне при ударе и резком торможении, также гораздо важнее бронирования. Принцесса Диана погибла в «мерседесе», в котором нет передних тормозных подушек и суперсовременной тормозной системы. Никогда не опускайте стекла. От автоматов эта мера не спасет, а вот метание гранаты сделает проблематичным: граната может отскочить от стек– ла и взорваться уже на асфальте, причинив экипажу автомобиля минимальный ущерб. В некоторых моделях стеклоподъемников разовое нажатие кнопки при– водит к полному опусканию стекла – это крайне нежелательно. Достаточно слегка приспустить стекло для улучшения вентиляции или разговора. С той же целью запирайте во время движения изнутри двери: разве трудно вообра– зить ситуацию, когда на перекрестке, пока вы ожидаете зеленого, преступ– ник распахнет дверь и швырнет в салон гранату? Некоторые модели оборудо– ваны удобной автоматикой: двери автоматически запираются, едва вы вклю– чаете передачу. Важной персоне больше подойдет машина с автоматической коробкой пере– дач. Автоматическое переключение передач обеспечивает более плавный ход, водителю незачем снимать хотя бы одну руку с баранки, чтобы переключить передачу, а одна нога и вовсе не задействована. Такие машины очень удоб– ны в пробках, на трассах с плотным движением, где частые переключения передач съедают немало внимания водителя. Если клиент остановил свой вы– бор на автомобилях конкретного производителя, посоветуйте приобрести на– иболее мощную версию данной модели: более мощный мотор, больше ступеней в коробке передач, более широкие шины, более мощный свет, более мощная система охлаждения двигателя, наиболее мощные генератор и аккумулятор, более мощные амортизаторы, привод на четыре колеса… Посоветуйте остановить выбор на бензиновом двигателе. Он менее эконо– мичен, чем дизель, однако не подведет в холодную погоду (солярка загус– тевает) и в гористой местности: при подъеме на каждую 1000 метров над уровнем моря мощность дизеля снижается примерно на 10%. Что касается до– полнительного увеличения экономичности и мощности (до 50%!), то как в бензиновых, так и в дизельных двигателях оно достигается с помощью тур– бонаддува, при котором повторно используется энергия выхлопных газов. Турбонаддув должен быть оборудован масляным насосом, что существенно увеличит срок его службы. Вместо турбонаддува может использоваться наг– нетатель повышенной мощности. Проследите, чтобы в машине не запотевали стекла. Телохранитель среди запотевших стекол превращается в слепца. Необходимо устройство для обог– рева заднего стекла и мощный калорифер для обогрева переднего. Жела– тельно иметь стеклоочистители на заднем стекле, фарах и боковых зерка– лах. Стеклоочистители не должны работать, как в старых «Жигулях», едва размазывая воду по стеклу: вообразите, что вам придется сотни километров везти клиента под дождем. Не экономьте деньги клиента на незамерзающей эффективной жидкости для бачка омывателя лобового стекла; никогда не лейте взамен обычный шампунь, так как пена застрянет в тонких трубках, ведущих к форсункам. Не забудьте, что в сильный дождь при скорости свыше 80 км/час на покрышках образуется водная пленка: сцепление с дорожным покрытием резко снижается. Машина начинает «плыть» (можно и без кавычек, это почти буквально), перестает слушаться руля. Нет сомнений, что автомобиль вашего клиента укомплектован кварце– во-галогенной оптикой. Тем не менее, посоветуйте установить дополни– тельные противотуманные фары на бампере и обзавестись мощным поисковым фонарем на поворотной оси. С его помощью можно ослепить водителя пресле– дующего вас противника, направив назад сноп света. Имейте в виду, что на установку таких фонарей иногда требуется специальное разрешение. Другая мера – разделить выключателем переднее и заднее освещение с тем, чтобы противник не видел ваши задние габаритные огни и освещение номерного знака, а вы в то же время продолжали видеть дорогу в свете фар. Только не забудьте потом включить задние огни, иначе в вас кто-нибудь врежется. Включение света в салоне сделайте независимым от открывания двери: это поможет при необходимости незаметно сесть в машину или выйти из нее. И еще одно мероприятие, касающееся освещения. Посоветуйте клиенту получить разрешение на установку проблескового маячка: такие машины не останавли– вают сотрудники ГАИ, а главное – они имеют право преимущественного про– езда. Оборудование проблесковыми маячками негосударственных транспортных средств может обойтись в несколько тысяч долларов. Маячок лучше приоб– рести легкосъемный, чтобы не привлекать повышенного внимания там, где не нужно. Обзаведитесь герметиком для закачки в продырявленные шины. Не забы– вайте после применения герметика (и приезда в шиноремонтную мастерскую) проверять балансировку колеса. При использовании антиблокировочной тор– мозной системы (АБС) обратите внимание на то, чтобы во всех шинах было равное давление, все шины должны быть отбалансированы, иначе одно из ко– лес может заблокировать, и машину занесет. Постарайтесь заменить привыч– ные нам шины на более безопасные бескамерные; внимательно осматривайте колесные диски, – при достаточной деформации диска из бескамерной шины может понемногу выйти воздух. Шины должны быть радиальными; возможно, вам удастся достать специальные шины для автомобилей полиции, – они вы– держивают нагрузки при защитном вождении, когда применяется исключи– тельно резкое торможение, совершаются резкие повороты. Пониженное давле– ние в шинах используйте только в гололед; на тот же случай имейте в ба– гажнике полмешка песка. Не возите клиента на «лысых» покрышках. Позаботьтесь о достаточно больших боковых зеркалах. Правое зеркало дополнительно к левому очень полезно для вождения по забитым транспортом городам: с его помощью сокращается мертвое, непросматриваемое прост– ранство позади автомобиля, в том числе легче устанавливается наличие слежки. Пользуйтесь постоянно зеркалами заднего вида, и вы своевременно обнаружите опасность. Изучите инструкцию (паспорт) к автомобилю и выполняйте в срок требо– вания по технической профилактике. Следите, чтобы автомобиль был укомп– лектован некоторыми запасными частями: комплектом высоковольтных прово– дов, крышкой распределителя зажигания, «бегунком», заводским комплектом проводов с зажимами («крокодилами») Для «прикуривания» от чужого аккуму– лятора, ремнем генератора, всевозможными лампами, буксировочным тросом, фонарем. Укомплектуйте машину запасом моторного масла, высокотемператур– ной смазки, тосола, тормозной жидкости, современным герметиком для ради– атора. При первом же подозрении на неисправность придерживайтесь прави– ла: лучше заменить деталь на новую, чем ее ремонтировать и восстанавли– вать. Выполняйте осмотр, мелкий ремонт и регулировку (вплоть до регули– ровки угла наклона боковых зеркал) автомобиля в отсутствие клиента. Иск– лючите ситуацию, когда вы изучаете под машиной состояние шлангов, а кли– ент переминается рядом с ноги на ногу и думает: «Куда это подевался мой водитель?» Держите в «бардачке» бутылку водки. Она может пригодиться и для пере– вязки, и в качестве антидота при отравлении, и в качестве свободно кон– вертируемой валюты. С помощью водки вы быстрее отремонтируете машину, достанете дефицитную запчасть. За водку многие люди охотно станут с вами сотрудничать. Только помните, что эти же самые люди с радостью станут сотрудничать и с вашим противником – тоже за водку! 6.5. Чужой автомобиль До выезда на предварительный осмотр местности, которую собирается по– сетить клиент, согласуйте с ним и руководителем своей охранной команды, какие именно машины потребуются. Сможет ли принимающая сторона их пре– доставить? Выясните, имеются ли там, куда вы направляетесь, пункты про– ката: в СНГ за пределами столиц это пока редкость. Предпочтите крупный пункт проката, – там за автомобилями обычно лучше ухаживают (производят техобслуживание по графикам, а не тогда, когда что-то где-то застучит), быстрее их ремонтируют (меньше проблем с запчастями, оборудованная мас– терская…), машины новее, а следовательно, надежнее. Обратитесь напря– мую к руководителю пункта. Если автомобили предоставляет принимающая сторона, обсудите вопрос с руководителем гаража администрации области или мэрии, транспортного цеха завода, – в зависимости оттого, куда нап– равляется клиент. Высокопоставленные клиенты предпочитают лимузины, од– нако это не всегда лучший выбор с точки зрения безопасности: к лимузину в придачу вы часто получите водителя. Обычно это ас своего дела, но не обязательно разбирается в вопросах охраны. Жалея свою сверхдорогую «тач– ку», такой водитель не решится на таран, когда противник перегородит до– рогу. Побеседуйте с предполагаемым водителем и оцените его полезность для охранной команды. Если клиент готов обойтись без лимузина, арендуйте современный джип, среди них есть и бронированные машины, и модели с уве– личенным багажником, что может оказаться полезным. Прежде чем выкатить машину со стоянки прокатного пункта или из чужого гаража, обследуйте внешний вид, чистоту салона, состояние покрышек и давление в них; проверьте наличие на колесах всех болтов, запаски, домк– рата и комплекта инструментов, уровни всех жидкостей, исправность прибо– ров освещения, стеклоочистителей, кондиционера, радиоприемника, цент– рального запора. Убедитесь в надежном креплении ремней безопасности. Ес– ли скорый приезд в город вашего клиента уже стал достоянием гласности, учтите возможность минирования автомобиля и размещения в нем микрофонов: противнику не так уж сложно вычислить, какой автомобиль потребуется ва– шему клиенту. Возьмите на заметку: в чистом внутри и снаружи автомобиле легче обнаружить любой посторонний предмет! Обратите внимание на то, есть ли в пункте проката другой подходящий вам автомобиль, который можно было бы нанять в случае длительной полом– ки. Часто такой автомобиль сразу нанимают в качестве резервного и держат в безопасном, легко доступном месте неподалеку от гостиницы или резиден– ции. Не пользуйтесь попусту резервным автомобилем: он может понадобиться в любой миг. Водитель основной машины – единственный человек (помимо те– лохранителей), который знает о существовании резервной машины: запретите ему рассказывать о ней даже жене. Если вы все-таки нанимаете или вам выделяют автомобиль с водителем, объясните ему, что подчиняться он будет вам, а не вашему клиенту. Запре– тите оставлять автомобиль без разрешения телохранителя (штаба охранной команды), курить и принимать пищу в салоне. В отсутствие клиента нельзя передвигаться на автомобиле, в том числе за сигаретами, лимонадом, бу– тербродом, – все, что нужно, принесет телохранитель. Бензина в баке всегда должно быть больше половины. Водителю нельзя без нужды разговари– вать, уносить с собой ключи от дверей и замка зажигания, проскакивать на желтый свет светофора (особенно, если сзади идет машина сопровождения), допускать даже мелкие нарушения ПДД, вести машину в дерганной (агрессив– ной) манере, извлекать без крайней нужды ключ из замка зажигания, глу– шить двигатель при кратковременных остановках в пути, выскакивать из-за руля, чтобы распахнуть перед клиентом дверь (это сделает телохранитель), включать без приказа магнитофон или приемник. При движении колонной по городу водитель должен держать дистанцию, равную примерно длине автомобиля; нельзя позволять посторонним машинам влезать в колонну; при неисправностях нужно покинуть колонну. При обна– ружении серьезных неисправностей до выезда за клиентом водитель должен немедленно оповестить штаб охраной команды. Вы всегда должны знать, где найти водителя. Все эти требования лучше изложить письменно и вручить водителю для неукоснительного соблюдения. Проверяйте также всякий раз знание водителем маршрутов. Часто лучшим решением будет такси, – если ранг клиента в принципе до– пускает использование такси. Таксисты обычно прекрасно знают город и го– товы держать язык за зубами. Чтобы не нарваться на неопытных «частни– ков», всякий раз спрашивайте у таксистов удостоверение, выданное таксо– парком, свидетельство предпринимателя, лицензию или патент. Опытный так– сист, даже не имея специальных навыков ухода от слежки, умеет быстро из– менить маршрут и раствориться в лабиринте улиц и проходных дворов. 6.6. Движение колонной Если вы отвечаете за безопасность очень важного лица, передвигаться оно будет в колонне минимум из 3 автомашин: ведущая, основная, замыкаю– щая… Дополнительно в качестве ведущих удобно использовать мотоциклис– тов, хотя в целом они повышают риск остановки колонны: не раз мотоцик– листы падали на крутых поворотах либо от излишнего усердия. К тому же треск мотоциклов заглушает многие звуки, которые могли бы насторожить охрану. Уверенное вождение в колонне дело непростое и требует большого опыта. При вождении между водителями и охраной поддерживается радиос– вязь. Перед началом движения руководитель колонны из ведущей машины (ее N 1) опрашивает по очереди о готовности водителей прочих автомобилей (NN 2,3,4…). Если все готовы и не нужно никого ждать, подается радиокоман– да «Колонна, вперед». Все машины начинают движение одновременно. Не за– будьте, что движение частной колонны без автомобилей с проблесковыми ма– ячками подчиняется общим ПДЦ: светофоры, пешеходы и другие автомобили могут легко нарушить неразрывность колонны. При следовании по маршруту руководитель отдает необходимые приказы; если это не оговаривается осо– бо, первой все приказы выполняет машина N 2. При этом часто меняется ис– ходный порядок в колонне, но все водители следят, чтобы машина клиента шла на определенном месте (обычно третьей). Иногда машины в колоннах постоянно меняются местами, чтобы сбить с толку противника: он не сможет определить, в какой машине находится клиент. В случае неисправности машины клиента остановите колонну радиокоман– дой «Колонна, стой» и отправьте телохранителей, чтобы в охранном постро– ении перевели клиента в другую машину. Эти же телохранители останутся с водителем неисправной машины, чтобы помочь, а колонна возобновит движе– ние. Машины колонны в процессе следования могут покидать колонну и бло– кировать подозрительные автомобили и направления. Например, если из за– мыкающей машины N 5 доложат о том, что колонну нагоняет на высокой ско– рости какой-то автомобиль, руководитель прикажет замыкающей машине пе– рестроиться в левый ряд и поравняться с машиной N 4, чтобы не дать по– дозрительному автомобилю возможности пройти вперед и поравняться с маши– ной клиента. Особую сложность представляют синхронные U – и К-образные развороты колонны. Приказ колонне о развороте должен отдаваться заранее. По команде, например, «К-образный разворот начали» все автомобили вклю– чают задний ход, отъезжают по параллельными направлениям на противопо– ложную сторону улицы, а затем возобновляют движение вперед. При этом ве– дущая машина оказывается позади, но она займет свое всегдашнее место, как только позволит обстановка. Маршрут колонны согласуйте с ГАИ; ее беспрепятственный проезд также нередко обеспечивают сотрудники милиции. Часто во главе колонны идет ми– лицейская машина с включенным красным проблесковым маячком. Ясные схемы маршрутов должны быть у всех водителей, причем с указанием скоростей движения на отдельных участках, – неприятные с точки зрения безопасности участки преодолеваются быстро. За 15-20 минут до выезда колонны по ее маршруту отправьте предварительную машину. При высокой степени опасности отправьте еще одну подобную машину: нет ли на маршруте застрявших авто– мобилей, манифестантов, не появились ли указатели дорожных работ с объездами?
|